Дорогами Афганистана…

10:27, 15.02.2024
Автор:
Дорогами Афганистана…
15 февраля в нашей стране отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Ровно 35 лет назад завершён вывод советских войск из Афганистана.
Драма локальных войн и вооружённых конфликтов остаётся актуальной и открытой темой сегодняшнего дня. Её географические рамки широки и разнообразны — от оказания интернациональной помощи до участия в миротворческих операциях, а сейчас и в зоне СВО на Украине. 15 февраля — день, когда последний советский солдат покинул землю Демократической Республики Афганистан. В этот день вспоминают и чтят минутой молчания погибших, безвременно ушедших и чествуют живых ветеранов боевых действий, принимавших участие в военных операциях на территории Афганистана и в других локальных конфликтах.
За период с 1979 по 1989 год в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане прошли службу около ста человек – уроженцев Селивановского района и эта цифра далеко неокончательная, работа по выявлению участников продолжается. В настоящее время в нашем районе проживают около 30 человек, участвовавших в боевых операциях на территории Афганистана. По спискам проходят офицеры запаса, сержантский состав и рядовые. Многие из них награждены высокими государственными наградами: орденом Красной Звезды — 3 человека, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени – 2 человека, медалью «За отвагу» — 4 человека, медалью «За боевые заслуги» — 3 человека, «За отличие в службе» II степени – 3 человека.
Трудно назвать место на территории Афганистана, где бы не побывали наши земляки. Символом для всех стал перевал Саланг, редкий участник не был там. Каждый очевидец тех событий найдёт «свой» город на карте — Кабул, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф, Кундуз, Шинданд, Файзабад, Гардез, Пули-Хумри...
По официальным данным первые подразделения советских войск пересекли понтонную переправу через реку Амударью 25 декабря 1979 года. Одним из первых, прибывших на афганскую землю в декабре 1979 года, был уроженец д. Лобаново Селивановского района Воинов Алексей Алексеевич. «В ноябре семьдесят девятого года, после окончания учебного подразделения, я был направлен служить в 103-ю гвардейскую Витебскую воздушно-десантную дивизию. Где-то числа двенадцатого — тринадцатого декабря нас подняли по тревоге. Куда летели? Говорили, что куда-то на учения в Среднюю Азию, но точно мы не знали. На аэродроме под Витебском пробыли около двух недель. Двадцать третьего или двадцать четвёртого, точно не помню, мы загрузились на Ан-12. В самолёте было одно моё отделение, два офицера с финчасти, БМД и три тонны боеприпасов. Сделали одну остановку в Северном Казахстане и затем прилетели в г. Чирчик под Ташкентом. В одиннадцать вечера двадцать пятого декабря нам выдали боевые патроны, получили приказ стрелять, если жизни угрожает опасность. Нам сообщили, что мы летим в Афганистан. Где-то без двадцати минут четыре (утра) двадцать шестого нас подняли… Садились четвёртым или пятым самолётом на Кабул. Четыре минуты давалось на разгрузку самолёта, БМДшку выкатывали руками, боеприпасы выкидывали со взлётки. И тут же с открытым трапом самолёт взлетал обратно на Союз. Встречали нас советники. После разгрузки мы заняли круговую оборону…»
М 573
Афанасьев Олег Витальевич проходил службу с 24.11.1983 г. по 23.10.1984 г. в должности командира взвода в отдельном батальоне связи 50 полка 103–й гвардейской Витебской воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся в Кабуле. «Кабул – обыкновенный большой грязный город с мелкой и небольшой промышленностью, развитой розничной торговлей. Вся торговля была сосредоточена в больших домах, которые были построены, вероятно, ещё англичанами в период их влияния в этом регионе. Хорошим и дорогим товаром торговали индусы, местное население торговало продуктами собственного производства. Что характерно, вином и прочими спиртными напитками торговать запрещалось, на весь Кабул был всего один подобный магазин – владелец индус. Большое впечатление на меня произвёл перевал Саланг — обрывистая, вырезанная дорога в горах. Мне пришлось четырнадцать раз в составе колонн проезжать по нему от Кабула до Термеза и обратно, здесь нас постоянно обстреливали «духи», здесь были основные потери наших войск. Когда идёшь порожняком до Термеза ничего, но, когда за тобой тянутся наполненные ГСМ наливники – подкатывает адреналин. Автоколонна растягивалась на пять — шесть километров, периодические остановки в пути, ждали отстающих».
Шикинов Александр Владимирович  проходил службу с 24.12.1984 г. по 12.01.1986 г. в 50-ом отдельном самолётно-вертолётном полку ВВС 40-ой армии Туркестанского военного округа.
М 5712
«Мы прибыли в Афганистан 24 декабря 1986 года на дополнение вместо сбитых четырёх экипажей в операции в районе Чёрной горы. Сначала знакомились с районом предстоящих полётов, клеили карты. После вывозных полётов, с конца февраля – начала марта, приняли участие в первой боевой операции по высадке десанта в горах. Хорошо запомнилась крупная операция в составе трёх вертолётных полков, начавшаяся в начале двадцатых чисел мая и длившаяся около месяца по очистке территории от Джелалабада до Панджшерского ущелья. За период службы в Афгане участвовал во всех боевых операциях нашего полка, совершил 683 боевых вылета, общий боевой налёт составляет 463 ч. 10 мин. В Союзе понадобилось бы три года для такого налёта».
Лебедев Константин Вениаминович  проходил службу с 01.11.1986 г. по 19.05.1988 г. в разведвзводе в составе 1-го десантного парашютного батальона 317-го полка 103-й гвардейской Витебской воздушно-десантной дивизии.
М 572
«Служить попал в разведку. Второй батальон стоял в Кабуле, охранял Президента Наджибуллу, а первый батальон раскидан — в округе, по горам. У меня база была — гора Сич, рядом с Хурд-Кабульским ущельем провинции Бут-Хак в шестидесяти километрах от Кабула. Приехали во взвод, построили себе новый домик, всего нас было 18 человек. Работали в зоне ответственности нашего батальона, староджелалабадской и гардезской дорог, принимали участие в армейских и дивизионных операциях. Всё время в горах, два — три дня на базе и снова на броню. Даже в Пакистане был. Покатался много где, в койке мало спал, из тарелки супа мало ел, в основном — сухпайки».
Киреев Андрей Иванович  службу проходил с 16.04.1984 г. по 03.11.1985 г. в артиллерийском полку 103-й гвардейской Витебской воздушно-десантной дивизии. «Прилетели в Кабул в апреле восемьдесят четвёртого, вышли из самолёта, глаза режет, ничего не видно – такого солнца никогда не видел. Построили на плацу, целый день простояли, ждали, когда «покупатели» разберут. Служить попал в артполк. Часто выезжали на «боевые» в горы, прибывали на место, корректировщики уходили в горы, сообщали координаты, и мы открывали огонь. Последний год служил на точке примерно в пятнадцати километрах от Кабула».
М 575
Окунев Андрей Викторович  проходил службу с 03.11.1987 г. по 05.02.1989 г. в отдельном десантном батальоне охраны 103-й гвардейской Витебской воздушно-десантной дивизии. «…Прилетели на аэродром города Шинданд. Первое впечатление: кругом горы, уши закладывает от визга самолётов, металлическая взлётная полоса, БТРы, люди в бронежилетах и с оружием, пыль. До мая восемьдесят восьмого служба проходила относительно спокойно, но когда 15 мая восемьдесят восьмого начался вывод войск, то первые три месяца для нас были напряжёнными. Начались разборки между кандагарскими и шиндандскими бандформированиями. В июле две недели горел Шинданд. В столовую стали ходить в бронежилетах и касках, начались обстрелы, обрывы на линиях связи. Нам было объявлено, что мы будем выходить в августе, но затем сказали, что не позже ноября-декабря. К концу января нам твёрдо сказали, что наш батальон будут выводить пятого февраля, но не было конкретики каким путём: наземным или воздушным. Затем решили, что воздушным, только часть личного состава вышла наземным путём. Этот последний «улёт» был настоящим кошмаром. Пятого февраля восемьдесят девятого мы оставляли всё полностью: здания, узел связи с оборудованием. С собой только оружие и личные вещи. Это надо было всё видеть. Я как раз был дежурным по роте. Мне была дана команда оставшиеся патроны и гранаты высыпать в туалет. К оставленным зданиям шли афганцы с молотками, топорами и пилами в руках, отдирали доски, резали провода… В 13 ч. 55 мин. началась погрузка в самолёт. На то время в Шинданде оставалось нас около ста человек, и никто не давал стопроцентной гарантии, что нас не накроют. Заходили в самолёт молча. Тишина, в самолёте никто не разговаривал и не смеялся. Самолёт поднимался без прикрытия. И только когда машина легла на прямой курс, все с облегчением вздохнули и стали разговаривать…»
На сегодняшний день значительно расширен список участников афганской эпопеи и это не последний штрих в данном направлении. Работа продолжается, записываются и обрабатываются воспоминания, ведётся переписка с нашими земляками.
Материал подготовила Н. Политова
* Использованы выдержки и фото из книги А.Н. Журухина
«Селивановский край: в исторической реальности»,
г. Владимир, 2014 год
Фото с сайта pinsklib.by
 

Комментарии (0)