Из района в округ: преобразования органов местного самоуправления
- Ирина Ивановна, с чем связано и почему назрела необходимость преобразования органов местного самоуправления (ОМСУ)?
- Все преобразования осуществляются согласно внесённым изменениям в 2019 году в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также новым положениям Конституции, которые были приняты в 2020 году.
В настоящее время существует двухуровневая система органов местного самоуправления: первый уровень – это муниципальный район; второй уровень – это городское и сельские поселения.
По факту многие районы, имеющие небольшой налоговый потенциал, в том числе и наш, фактически работают в одноуровневой системе местной власти. Разделённые между районом и поселениями на два уровня полномочия часто не подкреплены достаточными бюджетными средствами, поэтому нередко решают на районном уровне даже элементарные вопросы.
- Значит возвращаемся, к системе управления до принятия закона в 2003 году №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?
- Мы работали в этой системе местного самоуправления. Всё было четко и понятно, кто за что отвечает, не было разделений полномочий, не возникало никакого правового вакуума или ситуации, когда бы люди не знали, к кому обратиться. Напротив, некоторые процессы были проще.
Преобразования, которые сейчас происходят в целом в Российской Федерации и во Владимирской области – это работа для перехода к одноуровневой системе местной власти. При переходе к ней появится единая структура и единый центр принятия решений, и глава округа будет отвечать за все вопросы на местном уровне. Депутатский корпус будет состоять из 17 окружных депутатов.
-Нововведения не причинят ли неудобств людям, не придётся ли менять документы, переоформлять льготы?
- Я уверена, жители не почувствуют изменений. В составе администрации муниципального округа будут территориальные отделы. Они останутся на местах, в тех же зданиях, где сейчас находятся администрации поселений, в которых будут работать специалисты. Эти отделы будут наделены широким кругом обязанностей. Все вопросы, обращения населения будут решаться на местах. Гражданин уже не будет получать ответа, что он не по адресу обратился и это не полномочия поселения.
Есть такое хорошее слово – ПРАВОПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Гражданам не нужно ничего менять. В паспорте тоже ничего не надо переоформлять. Как было в паспорте «Селивановский район», так это и останется и будет законным. У жителей села есть определенный набор льгот, который останется как прежде. Я убеждена, что преобразование принесёт пользу и даст дополнительный импульс для развития нашей территории. При консолидации бюджетных средств будет больше возможностей активнее участвовать в областных и федеральных программах, обеспечивать собственное софинансирование на необходимые для населения нужды.
Единственное, на уровне поселений не будет депутатского корпуса.
- Если не будет депутатов в поселениях, как жители отдаленных населённых пунктов донесут проблемы до власти?
- Очень хороший вопрос, его мы обсуждали на встрече с депутатами МО СП Чертковское. Хочу отметить, что в настоящее время во Владимирской области активно развивается институт сельских старост и комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС), которые играют ключевую роль во взаимодействии населения и власти. Старосты и представители КТОСов- это местные жители и видят проблемы населённого пункта. И именно они будут взаимодействовать с территориальными отделами на местах и окружными депутатами.
- В тех территориях, где прошли преобразования какие имеются результаты?
- В этом году во Владимирской области начат процесс преобразования. Есть пилотные территории - это Меленковский и Собинский районы и присоединение Муромского района к округу Муром. Округа прошли инициативный, законотворческий этапы, и сейчас идёт формирование органов местного самоуправления округа, территориальная организация деятельности. Путь у них один, а система управления разная.
Но очень хорошо, что есть пилотные территории, идеальных схем не бывает. За любой схемой стоят люди, и обмен мнениями и опытом всегда работает на результат.
-На Ваш взгляд, что получит в итоге население? И когда нам ждать изменений?
- С преобразованием района в округ, конечно же имеется ряд положительных моментов, в числе которых – введение единого механизма управления, создание чёткой и понятной вертикали власти: один глава, один представительный орган, одна администрация, один бюджет и план развития территории, один центр принятия решений.
Для жителей главный плюс в том, что не будет путаницы с полномочиями по тем или иным вопросам, спрашивать люди будут только с администрации округа. Обращаться к местной власти по принципу одного окна. Для управления территорией районного масштаба гораздо удобнее и эффективнее единый генплан, единые правила землепользования и застройки, с едиными нормативами. Единый имущественный комплекс – дороги, коммунальное хозяйство и так далее.
Сохранятся административно-территориальное устройство (посёлки, села, деревни) и все льготы, которые привязаны к проживанию в сельской местности.
Будет меньше бюрократии, когда в каждом поселении нужно принимать свои нормативные акты, которые в большинстве своем повторяют документы, принятые на районном уровне. Это касается многих вопросов. В муниципальном округе будет единая база документов. Не нужно проводить выборы в поселенческие Советы. Причём, как показывает практика, в большинстве поселений люди без желания выбираются в депутаты. Сотрудники территориальных отделов на местах больше будут заниматься работой с населением и решением проблем на местах, а это самое главное.
Процесс преобразования завершится не ранее начала 2026 года, так как необходимо пройти несколько его этапов. Поясню подробнее.
Процесс преобразования начинается с инициативного этапа. Он включает в себя выдвижение инициативы, рассмотрение её на поселенческом уровне и публичном обсуждении.
Следующий этап — законотворческий. Он связан с объединением муниципальных образований. Любое преобразование происходит в соответствии с законодательством субъекта - законом Владимирской области, который рассматривается Законодательным Собранием и подписывается Губернатором Владимирской области. Только после этого начинается процесс формирования системы управления.
Я рада происходящим изменениям, которые нацелены на повышение эффективности управления и, соответственно, – улучшение качества жизни людей.
- Благодарю за интервью.
И. Смирнова, фото автора
Комментарии (0)