Народную память о погосте Спас-Железино надо сохранить. Наша история

15:11, 15.04.2025
Автор:
Народную память о погосте Спас-Железино надо сохранить. Наша история
Продолжаем публиковать материалы об историческом прошлом погоста Спас-Железино деревни Теренино МО СП Чертковское, овеянного множеством легенд и преданий старины глубокой. На сей раз В.П. Покровский, выросший на них, слушая рассказы своей бабушки Анастасии Ильиничны Покровской (в девичестве Вознесенской) (1880 – 1969) и местных жителей, предлагает систематизированную информацию о нём на основе услышанного и прочитанного повествования, снабжая его своими рассуждениями.

Прожив длительное время на погосте, он не может забыть те годы, постоянно предаваясь воспоминаниям, желает в своем воображении возродить былое величие и жизнь в этом богатом дарами природы уголке Селивановского района – поистине живописном месте для молитв, труда и отдыха. Пока только возрождён родник добрыми людьми – это уже начало!

Есть и качественная дорога, ведущая к храму.

В современной России всё большее число граждан различных возрастов проявляют повышенный интерес к истории своего региона и страны в целом. С каждым годом наблюдается увеличение потоков организованных групп туристов и паломников, а также семей и индивидуалов, желающих как можно больше узнать о прошлом и настоящем посещаемых мест. Устойчивый интерес и любовь к отечественной истории, включая теперь и её духовную составляющую, формируются у молодого поколения в школьные годы. Мы видим усиливающееся внимание со стороны государства и органов власти различных уровней к историческому образованию в учебных заведениях, бережному отношению и сохранению многовековой отечественной истории и культуры, подготовки новых единых учебников от школы до вуза (исключается вариативность, которая приносила только пользу бизнесу такое продолжительное время и затрудняла учёбу при смене школы по необходимости).

Памятных мест с богатым историческим и культурным наследием очень много на древней Владимирской земле и поэтому регион именуется историческим, что возлагает на нас, по словам губернатора области А.А. Авдеева, особую миссию – заботу о сохранении народной памяти, которая является залогом «развития в настоящем и будущем». Народная память о далёком прошлом ряде поселений хранится в легендах (преданиях, версиях) местного значения, которые создавались на протяжении веков и устно передавались из поколения в поколение. Уже дойдя до нас, их варианты могут содержать наряду с достоверными фактами домыслы рассказчиков для придания некоторой значимости той или иной местности или загадочности события. Однако исключать такую вековую мудрость народа из рассмотрения нецелесообразно только из-за отсутствия подтверждающих документов и археологических раскопок. На сегодня мы имеем возможность прочесть некоторые легенды в местной печати, снабжённые иногда критическим разбором. Местные жители, как правило, доверяют им, помнят и охотно воспроизводят, гордятся историей и сохранившимися достопримечательностями. Не случайно говорят в народе: «Всякому мила своя родная сторона». Ещё А.С. Пушкин говорил о любви к «родному пепелищу» и «отеческим гробам». Цепочка витков истории местности не должна прерываться со сменой поколений.

Легенды обычно повествуют о временных рамках (век, год), а то и дате основания населённого пункта, поселенцах и их жизни, происхождении названия, возведение храмов, примечательных событиях, природных и рукотворных объектах, исторических личностях и многом другом приметном для данной местности. Это как раз те моменты истории, которые интересны экскурсантам. Попутно для справки заметим, что в исторической науке всё же принято считать датой основания того или иного поселения первое печатное упоминание о нём и от этого времени вести отсчёт истории.

Обратимся к историческим корням одного из старейших погостов Селивановского района – Спас-Железино, потерявшего статус сельского поселения в 1974 г., но продолжающего существовать уже полвека безлюдным, благодаря действующему храму и приходскому кладбищу, среди выросшего вокруг соснового леса. Трудно поверить, что на этом месте когда-то была человеческая жизнь. Убедиться в этом нам позволяют дошедшие до нас из глубины веков легенды, утверждающие о пребывании здесь человека с древнейших времён. Легенды частично опубликованы в газете «Селивановский вестник» (М. Баринов – 1994, 6 мая; В.П. Покровский – 2004, 25 февраля; Л.А. Артемьева – 2023, 18 августа и др.) и книге А.Н. Соловьёва «Селивановское Приколпье» (Киров, 2009) с их критическим анализом. Упоминание о некоторых из них даётся в более ранних статьях «Владимирских епархиальных ведомостях» (уроженцев погоста, выпускников духовных школ (Владимирской семинарии и Санкт-Петербургской академии) В.Д. Грацилевского (1906) и П.И. Вознесенского (1913)) и книге В.Г. Добронравова «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1897, вып. 4). Исходя из опубликованных и неопубликованных легенд постараемся создать обобщенное представление о глубоком прошлом местности, которую люди облюбовали для постоянного проживания среди вроде бы дремучих Муромских лесов в 40 верстах от Мурома (862) и в 115 верстах от Владимира (990) – древнерусских городов, места расположения которых были заселены намного раньше получения ими нового статуса. Из легенд мы узнаём, что на этом месте некогда было свободное от леса пространство, ограниченное с запада рекой Тетрухом, а с юга её притоком мелководной речкой, названной позднее Яфимовкой, в долине которой имелись родники и было разноцветье луговых трав; могучие леса с пушным зверьем, птицами и дарами природы (ягоды, грибы, травы), прозрачная река, богатая рыбой и раками; наличие двух крупных камней – валунов Ледникового периода (один из них стал именоваться Большим и считаться природным памятником); водный путь по рекам и их притокам, а также сухопутная просёлочная дорога между названными городами; перспектива занятия подсечным земледелием – всё это не могло не привлечь сюда людей.

Сохранились легенды, объясняющие название некоторых мест и объектов природы. Местность (в километре от погоста), где были Большой камень, пруд и поле, стали называть по имени здесь живущего лесного сторожа Конита (настоящее имя ему видимо было Коинт –по Церковному календарю). Речку, протекающую у погоста и Конитова пруда, назвали видоизмененным именем дорожного смотрителя Ефима – Яфимовкой (по Церковному календарю есть имя только Евфимий). Некоторые современные авторы ошибочно речку стали называть Ефимовкой или Ефимьевкой. Как видим имена служивых людей православные, а замена в старину имени на прозвище или с некоторым искажением (заменой букв) часто встречалась в обиходе (Екатерина – Катерина, Ксения – Оксинья, Евфимия – Офимья и т.п.). А вот название реки Тетрух (в километре от погоста) неславянское. Полагают, что оно произошло от мерянского (меря – финно-угорское племя) слова «тутря», обозначающего туман. Действительно жители погоста постоянно наблюдали в вечернее время туманы, а по росе доносились звуки гармони и песен из дер. Теренино допоздна – народ отдыхал после трудового дня.

Особую значимость местности придают легенды, повествующие о проезде здесь двух исторических личностей: Ильи Муромца (11?? – 1188), направляющегося из села Карачарова (близ Мурома) в град Киев на военную службу, и Ивана Грозного (1530 – 1584), совершавшего третий поход (июль 1552 г) со своим большим войском на покорение Казани из Москвы через Владимир и Муром. Каждому непременно попадает в поле зрения Большой камень, на котором появляются отметина от удара коня богатыря подковой при наскоке на него и выбитый силуэт головы царского коня, напоминающие о посещении ими здешних мест. Камень в народе стали называть легендарным, и он стал посещаемой достопримечательностью на многие века; называли его и камнем преподобного Илии (канонизирован РПЦ в 1643 г.), конь которого не захромал, и подкова не слетела с копыта, он посчитал это за чудо.

Остановка войска была вынужденной в виду внезапно появившегося в пути обострения болезни ножных желез царского коня и некоторых коней воинов (возможно железница или сап). Отдых для большинства коней пошёл на пользу. После испития родниковой воды в долине речки и похождения по лугу с целебными травами они стали выздоравливать. Чудесное исцеление коней послужило основанием религиозному царю повелеть построить здесь деревянную небольшую церковь Преображения Господня, что и было быстро исполнено (в то время церкви возводились очень быстро за один-два дня, по словам В.Д. Грацилевского). Павших коней зарыли у камня и насыпали курган. Относительно численности войска, подошедшего к Казани (по пути оно пополнялось, в том числе в Муроме), летопись называет 150-тысяч, следовательно, на месте отдыха оно могло занимать большое пространство. П.И. Вознесенский пишет, что обыватели до сих пор показывают «царскую дорожку» и курган. На местное предание о строительстве церкви в первый раз на этом месте во времена царствования И.В. Грозного ссылается и В.Г. Добронравов, и П.И. Вознесенский. Об основании погоста, как населённого пункта, они, вместе с В.Д. Грацилевским опять же, ссылаясь на местное предание, считают, что он имеет «весьма древнее происхождение» и появился намного раньше церкви. Дальше констатации этого высказывания сохранившиеся легенды не идут.

В начале ХХ века В.Д. Грацилевский предпринял попытку заглянуть в глубь истории. Он предположил, что сначала на этом месте было хозяйственное управление, находящихся в округе владений Муромского Спасского мужского монастыря (1096), называемое в Древней Руси погостом (центром округа), а со временем был построен небольшой монастырёк с передачей ему своего названия «Спас». Так появилось и название маленького населённого пункта, которое было дополнено позднее, по словам П.И. Вознесенского, по случаю заболевания желёз у коня Грозного и стало «погост Спас-Железино». Свою версию В.Д. Грацилевский подкрепляет аналогичным образованием ряда других погостов, в том числе у близ лежащего села Дуброво (1550), принадлежащих Троице-Сергиевой Лавре (1337). Это уже новая легенда из прошлого века, озвученная в статье 1906 года.

До сих пор живы легенды, повествующие о единстве народных и духовных традициях того времени. Особенно ярко они проявлялись в большие Церковные праздники, когда вся местность наполнялась людьми разных возрастов, пришедших на службу в храм и отдохнуть от будничных трудов и забот. После торжественной службы (она была для прихожан обязательной с исповедью (существовала исповедальная ведомость) и причастием, а то и Крестного хода в особые дни (к колодцу, реке Тетрух, вокруг жилых домов и кладбища, для кропления святой водой мирское стадо скотины дер. Теренино, которое прогоняли между двумя рядами людей на погосте, в день памяти мученицы Акилины (в народе Акулинин оброчный день), вокруг храма, на поле во время бездождья), прихожане и гости принимали участие в народных гуляниях, забавах, концертах детского хора (с 1887 г. учащихся местной церковно-приходской школы), представлениях с ручным медведем, скоморохов, совершали покупки на ярмарке (они проводились вплоть до революционных событий XX века с участие даже иностранных продавцов, в том числе китайцев) и др. Молодёжь веселилась до вечера у костра на окраине погоста. Праздничные престольные дни продолжались в деревнях прихода, причём священнослужители посещали все дома с молебствованием, получая вознаграждение за свой труд (деньги и продукты); одновременно делалось внушение тем, кто не посещал храм.

В начале ХХI века к истории погоста обратился уроженец Селивановского района А.Н. Соловьёв, который провёл критический разбор легенд и предложил своё видение прошлого с момента появления первых поселенцев в этой местности и районе в целом, привлекая топономику, языковедение и фольклористику. Он считает, что дошедшие до нас легенды имеют христианское происхождение XVII – XVIII веков, а сама местность стала осваиваться ещё финно-угорскими (муромскими) племенами до прихода славян; название места, где был основан погост существует около тысячи лет и оно неоднократно претерпевало изменения. Славянское селище со святилищем (место отправления религиозных обрядов) и жальником (место погребения умерших) появилось, как он считает, в XI-XII веках. Он даже обозначает места их вероятного расположения. С развитием торговли на этом месте якобы возник обменный пункт (на современном языке рынок, базар), куда собирались люди со всей ближней и дальней округи, которые на Руси стали называть погостами («пришли погостить»). Местом людских сборищ (празднеств) являлся и Большой камень, который, наряду с водными источниками, у славян служил проводником особой благодати. Уделяет внимание и положению погоста на древнем речном пути, который по всей видимости обслуживался местными жителями по воде и по льду реки Тетрух, поэтому погост называет приречным поселением. Относительно первоначального названия погоста высказывает предположение, что оно было однословным, близким к современному второму слову. Называет два варианта: по первому – могло быть «Желизено» или «Желизень» (образованы от древнеславянского «Жели земь», где «Желя» – название духа похоронного обряда, а «земь» – земля, означающее «Земля скорби»); по второму – «Желино» или «Желзино» (образованы от слова «жел», означающее «камень» – прослеживает связь с Большим камнем у Конита). С принятием христианства был построен деревянный храм (ХVI в.) и в названии погоста появилось слово «Спас», одновременно погост потерял своё первоначальное смысловое значение и стал обозначать «церковную общину, приход, храм с жилыми домами и кладбищем». Языческие обряды, традиции и названия стали заменяться православными (святилище – храмом, жальник – кладбищем и др.), что устраивало жителей всех верований.

Завершив обзор известных нам источников информации, обратимся к истории Муромского края в той её части, которая, по изложенным выше версиям краеведов, возможно имеет отношение к погосту Спас-Железино, тяготевшему в древности к нему. Документально известно, что погост с церковью принадлежал в древности Муромскому уезду и Рязанско-Муромской епархии (некоторые авторы епархию называют Муромско-Рязанской, но она как Муромо-Рязанская, образованная в 1198 г., просуществовала до 1285 г.). Однако по уездным писцовым книгам 1627 – 30 гг. он значится запустевшим по неизвестной на то причине (это было связано, по версии А.Н. Соловьёва, с освоением прямого Муромского тракта через Мошок и Судогодскую слободу), а по окладным книгам епархии 1676 г. церковь восстановлена с приходом из шести деревень с 53 дворами крестьян и двумя помещиков, на погосте – четыре двора бобыльских (неимевшие своей земли). О более раннем периоде времени о погосте письменных свидетельств нет – только версии.

Известно, что Муром – один из старшейших городов Руси, о нём впервые летопись упоминает в 862 г. Он возник и был расположен в давно заселённом и хозяйственно освоенном месте: в VI –VII вв. здесь поселились финно-угорские племена, одно из которых называлось мурома; на рубеже VIII – X вв. сюда стали приходить славянские племена; к X – XI вв. произошла ассимиляция племён, приведшая к появлению русской нации. Расположение его на реке Оке способствовало развитию торговых связей с городами Руси и дальних стран. Постепенно происходило расселение крестьянских общин сначала по окраинам Мурома, а затем возникали древнерусские населенные пункты вблизи рек с небольшим числом дворов, осваивались речные пути и сухопутные дороги и тропы, осуществлялся товарообмен. Жители края были язычниками, держались многобожия. Христианизация Муромского края происходила постепенно, но неуклонно проникала в народные массы, облагораживая их нравы и быт, во второй половине XI в. Тогда же и был основан Спасо-Преображенский (Спасский) мужской монастырь – один из первых на Северо-Восточной Руси, упомянутый в летописи под 1096 г., который по-видимому выполнял роль духовно-просветительского центра по распространению христианства в Муромском крае. Известно, что монастырь впоследствии стал крупным землевладельцем, ему «принадлежали покосы, рыбные промыслы, мельница и т. п. угодья». Возможно его владения и простирались на местность, где со временем и появился погост Спас-Железино с церковью, как утверждает В.Д. Грацилевский. А если подключить версию А.Н. Соловьёва о поселении здесь племён мурома и славянских, то погост становится ещё старше, и возможно первая церковь была возведена на месте славянского жальника как кладбищенская. Документально известно, что церковь уже как приходская после своего запустения была восстановлена к 1676 г.

Естественно, что первый раз церковь была построена во времена принятия Православной веры местными жителями близлежащих деревень. В сельской местности этот процесс проходил длительно и болезненно, так как жители не хотели отказываться от своих языческих верований. Ускорению этого процесса способствовало повсеместное возведение церквей часто и неслучайно, посвященных памяти одного из событий земной жизни Иисуса Христа – Его Преображению перед тремя учениками Петром, Иоанном и Иаковом во время молитвы на горе Фавор в Палестине, которое внешне выразилось в изменении облика Учителя: «лицо просияло как солнце, одежда стала белой как снег и блистающей как свет». Таким необычным способом Он приоткрыл им свою Божественную природу. Это великое событие лежит в основе праздника Преображения Господня, который послужил названию церквей как Спасо-Преображенских или Преображения Господня. Выбор такого названия для церкви в создавшейся ситуации имел глубокий смысл, так как смена верования сопряжена с преображением человека – изменением его внутреннего и внешнего мира, освоением, принятием и следованием православной вере, её канонам, обрядности и др. Ключевым словом в том и другом случае является «преображение». Всё - таки вероятно первая церковь на погосте Спас-Железино была построена в XVI в. (около 1552 г.), как повествуют легенды и краеведы, и возможно с участием Муромского Спасского монастыря, так как близлежащие деревни были ещё малочисленными, не имели организованного прихода и средств. Да видимо и процесс принятия новой веры был слишком длительным, так как неслучайно эту местность называли «медвежий угол», «забытая Богом», «глухомань», а людей как «крепко держащихся старины и общины, живущих небогато, занимающихся отхожим промыслом». А Спасский монастырь до этого века подвергался вместе с Муромом грабежам и разорению со стороны внешних врагов, страдал от княжеских междоусобиц, различных реформ, но всегда «восстанавливался и богател стабильно».

В отличие от названия церкви населённый пункт, возникший всё же раньше её, претерпевал изменения. У краеведов нет единства в его первоначальном названии: одни утверждают, что «Спас», другие – «Железино» (или схожее с ним), третьи – «Спас-Железино» в зависимости от принятой причины и времени основания по легенде или своей версии. Заметим, что селяне округи в разговорной речи до сих пор отдают предпочтение первому слову и говорят: «иду ко Спасу», «пришёл от Спаса», «был у Спаса»; во времена советского атеизма часто и чиновники, и даже уроженцы, избегая слов «погост» и «Спас», писали деревня «Железино». И по первому, и по второму слову было ясно о каком поселении идёт речь. Слова могли существовать изолированно. Для справки сообщим, что эти слова отдельно встречаются в сходных названиях поселений: Спас, Спасск, Спасское, Спасский, Железинка, Железница, Железногорск и др. На топографических картах XVIII – XIX вв. и погост часто именовался вторым словом в разных вариантах написания.

Следуя А.Н. Соловьёву, обратимся к языковедению и религиоведению в уточнении смысла двух слов, входящих в официально установившиеся название погоста как Спас-Железино за многовековую историю. Такое двойное название не является исключением, оно сохраняется и сейчас в ряде областей России (Спас-Купалище, Спас-Клепики и др.). Естественно оно имеет церковно-христианскую окраску по первому слову, содержащемуся и в названии мастной церкви (Спас-Преображения), что укрепляло духовность в народе, православную веру.

Слово «Спас» в русском языке является грамматическим омонимом: в предложении может быть именем существительным или глаголом (спас что?). В первом случае слово «Спас» есть сокращенная форма записи другого имени Иисуса Христа – «Спаситель» (такой обычай исполнялся некоторыми русскими князьями, сохранился в монашестве). Слово «Иисус» происходит от еврейского слова «спасать» или словосочетания «посланного спасти». Как повествует Евангелие (в переводе с греческого – «благая весть»), имя Иисус, или Спаситель, было наречено Сыну Божию при его рождении на земле Ангелом Гавриилом, который сказал, что «он спасёт людей своих от грехов их». Слово «Спас» широко используется в Церковной практике: в Священном Писание, молитвах и песнопениях, в названии монастырей и храмов, икон и праздников; оно имеет очень древнее происхождение и пришло на Русь из Византии вместе с христианской верой. Полагают, что на Муромскую землю она попала из Чернигова. Это слово встречается и в Народном календаре праздников: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас, соответствующих Церковным, но имеющим своё содержание (у первых – бытовое, у вторых – духовное) и предназначение – здесь тот случай, когда праздники Церковные и Народные совпадают и становятся общими, ведущими к единству людей.

Во втором случае слов «спас» может быть другой частью речи – глаголом. Если обратиться к легенде о железах, то, соединив слова вместе, получим «спас железы», а подробнее «Бог спас железы коней», как говорили жители. На этом месте выстроили церковь и стали селиться люди, а место назвали Спас-Железино. В одном из прошений к Богу это слово мы наблюдаем в обеих формах: «Иисусе, Спасе мой, спаси мене».

Теперь перейдём к выяснению происхождения второго слова «Железино» в названии погоста. Оно светское, бытовое, близкое к словам «железо» (металл) и «железа» (медицинский термин), вероятно образованное от одного из них с возможной трансформацией. Этимологические словари эти два слова считают родственными и рекомендуют «не отрывать друг от друга», известны они в русском языке с XI в. и исторически восходят к древнему корню «жел», что означало «камень» (отголоски этого сохранились в слове «желвак» в первичном значении «шишка, опухоль, нарост»).

В пользу выбора исходным словом «железо» в названии погоста может служить запись в Этимологическом словаре А.К. Шапошникова: «Слово железо – напоминание о древней культурной стадии добычи и обработки болотной железной руды (болотного железняка)». Из истории Муромского края известно, что в болотистых сельских местностях (погост, как пишет В.Д. Грацилевский, окружён со всех его сторон болотами) это дело было семейным среди и угрофинов, и славян. Выплавка железа из местной болотной руды, освоение его кузнечной обработки, изготовление здесь же в кузне железных орудий и предметов обихода постепенно распространялось повсеместно, вело к появлению всё новых поселений вокруг обнаруженных залежей. Возможно так и появилось селение Спас-Железино в этом заболоченном месте. По руслу Яфимовки много глубоких ям, которые жители использовали для нужд по хозяйству: полоскание белья, мочить лыко и др. Правда дошедшие до нас легенды о такой возможности появления его не повествуют.

В пользу выбора исходным словом «железа» в названии погоста послужил случай с заболеванием желез на ногах коней согласно дошедшей до нас легенде (о чём сообщалось нами выше).

Как видим оба слова в названии погоста имеют очень древнее происхождение. Поэтому как само поселение, так и его название одним или сразу двумя словами, возникло, как утверждают и краеведы, в глубокой древности, но пока точных данных не выявлено.

Наконец, о выборе типа поселения в этой местности. По всей видимости сразу же был избран «погост», но смысл его на протяжение веков подвергался изменениям. Погост, как форма проявления государственности, появился ещё в Древней Руси как центр сельской общины, позднее центр податного округа; в христианские времена – небольшое селение с церковью и кладбищем, церковь с кладбищем, а затем сельское кладбище. Вот сейчас это «отдельно стоящая церковь с кладбищем», но почему-то местность названа урочищем на картах области, а в церковных документах приписана к селу (а не деревне) Теренино. Видимо решили, как в царские времена: раз есть церковь – значить село. Сейчас другой критерий.

Как видим, в истории погоста Спас-Железино имеется много «белых пятен». Местным краеведам и музейным работникам есть над чем поработать, изучая архивные материалы районного, областного и федерального уровня, подтвердить или опровергнуть существующие версии. В добрый путь, земляки! На это настраивает и заметка в газете «Ва-Банкъ» от 3 марта 2022 г., упомянувшая «о тропе богатыря И. Муромца», под броским названием «Возродить забытые легенды», а ещё раньше статья А. Соколова в «Селивановском вестнике» от 10 августа 1994 г. Свой вклад в создание полноценной истории могут внести и ещё здравствующие жители окрестных деревень (местность славится долгожителями), а возможно потомки проживающих здесь. Диалог прошлого и настоящего очень важен для перспектив на будущее, чтобы в чём-то «вновь не изобретать велосипед».

Документально известно, что во времена Столыпина вблизи погоста создался хутор Голубева, на котором был дом и хозяйство.

Материалы и фото предоставлены В.П. Покровским,

Заслуженным учителей РФ, доцентом вуза

*в тексте сохранены авторские орфография и пунктуация

Комментарии ()