Братья Барсуковы Александр, Леонид и Михаил Николаевичи из села Ильинского Большегригоровской волости Судогодского уезда Владимирской губернии

09:02, 26.07.2024
Автор:
Братья Барсуковы Александр, Леонид и Михаил Николаевичи из села Ильинского Большегригоровской волости Судогодского уезда Владимирской губернии
В рамках изучения местной истории большой интерес представляет фонд р-24 государственного архива Владимирской области по изучению биографий личностей, стоявших в первых рядах всевозможных преобразований молодого советского общества. В нашем случае коснёмся документов братьев Барсуковых Александра и Леонида, совсем кратко Михаила Николаевичей.

Так в селе Ильинском 16 марта 1891 года, по старому стилю, родился будущий советский учёный в области математики – Александр Николаевич Барсуков. В метрической книге о его родителях записано: «Проживающий в селе Ильинском Ковровский мещанин Николай Константинов Барсуков и жена его Мария Иванова, оба православного вероисповедания». При обряде крещения его восприемниками были «учитель Ильинской школы, студент Владимирской семинарии, Василий Михайлов Херсонский и села Никологор крестьянская девица Сиклития Иванова». Таинство крещения совершал священник Иоанн Семёнов и псаломщик Лебедев.

Ступени роста в образовательном плане шли поступательно. Его первым учебным заведением становится школа в селе Никологоры, которую он окончил в 1902 году. Затем в 1905 году второклассную школу в селе Ильинском Большегригоровской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Среднее образование ему дала двухгодичная Хреновская церковно-учительская семинария в Костромской губернии. Как известно в это время шла Первая буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. в России — это событие напрямую коснулось и личности Александра Николаевича. В 1906 — 1907 годах он состоял «членом подпольного кружка, за что был арестов[ан] на 1 мес[яц]».

Высшее образование А.Н. Барсуков получил в Московском университете на физико-математическом факультете в 1913 году. Обучаясь в известном учебном заведении, он не оставался в стороне от политики, «в 1912 г. арестован в Москве и выслан на родину».

Вместе с тем ещё до революций 1917 года он проявил себя в области науки и как, думается, научное творчество, его более всего увлекало. Уже на следующий год после окончания Московского университета появляется его первая исследовательская работа. На вопрос поставленный в анкете: «Имеются ли какие научные труды, если да, то какие». Им даётся определённый ответ, что «имеется небольшая статья в «Матем[атическом] образов[ании]» за 1914 г. «О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечётных чисел». Исследователь его биографии Г.И. Чернов уточняет, что эта научная работа была опубликована в журнале № 4 в 1915 году, которое «издавалось математическим кружком Московского университета».

Годы учёбы дали ему неплохое образование, Александр Николаевич не только освоил в совершенстве свою профильную специальность, в своей анкете ещё и укажет: «читаю и пишу недурно по франц[узски] и немец[ки], плохо на английском и итальянском».

О своей профессиональной деятельности А.Н. Барсуков сообщал, что его основная работа до Великой Октябрьской социалистической революции была связана с народным образованием в течении 17 лет. Как им самим отмечалось, он практик, «школьный работник», «преподаватель реального училища в гор[оде] Коврове Владим[ирской] губ[ернии]».

Надо сказать, что человеком он был идейным. С самого начала Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года вступает в члены РСДРП(б) и включается в политическую деятельность под предводительством большевиков, состоял «в Ковровской организации с февр[аля] 1917 по 1921 год».

Несмотря на то, что его политическое поприще было связано с непростым и даже опасным для жизни периодом, в сведениях о воинской службе им будет кратко указано, что он «нигде не служил». Хотя в то же время А.Н. Барсуков был одним из организаторов ковровской Красной Гвардии в первые дни двоевластия. Историк Г.П. Аннин в своей статье напишет, что у него на «квартире был организован склад оружия, отобранного у полицейских и стражников».

Значимыми событиями в политической деятельности А.Н. Барсукова в то время являются: две встречи с В.И. Лениным в конце 1917 года и участие в работе Х съезда РКП(б).

Вызывает интересен факт о выходе в 1921 году Александра Николаевича из рядов РКП(б). Данный эпизод из его многогранной биографии никак ранее не освещался в имеющейся литературе. Между тем в своей анкете он даёт очень чёткий и конкретизированный ответ по этому эпизоду, говоря, что «подал заявление о выходе будучи членом Губкома в силу острого конфликта с руководящим составом Губкома и нервного расстройства».

После 1917 года ему, как профильному специалисту и партийному деятелю, предстояло трудится на различных должностях. Все эти должности перечисляются им без привязки к конкретным хронологическим датам, но с указанием сроков работы в них. Его послужной список выглядел следующим образом:

- преподаватель школы 2 ступени в городе Коврове по назначению — 2 года;

- заведующий уездного отдела народного образования на выборных началах — 3 года;

- заведующий Ковровского рабочего университета по назначению — 2 года;

- заведующий Ковровского вечернего рабфака по назначению — 3 года;

- председатель Ковровского уездного просвещения по выборам — 1/2 года;

- секретарь Ковровского уездного комитета ВКП(б) по выборам — 1/2 года;

- заведующий рабфаком города Владимира по назначению 1 год;

- заведующий Владимирской учебной частью рабфака по назначению — 1 1/2 года;

- заведующий Владимирским рабфакам по назначению — 1 1/2 года.

При заполнении анкеты в 21 пункте с вопросом: «Какую последнюю должность занимали, в каком учреждении, где и сколько времени». Кратко ответил: «Завед[ующий] рабфаком Ковров[а] Влад[имирской] губ[ернии]». В 22 пункте указывает, что «Причина ухода с последнего места службы» заключалась в том, что последовал «перевод по предложению Губкома ВКП(б). Далее в 23 пункте с вопросом: «Занимаемая должность в момент заполнения анкеты?» отвечал, что он: «Заведующий рабфаком?». И, наконец, в 24 пункте: «Желаете ли занимать данную должность или хотели бы сменить, то где, в какой отрасли желаете работать?» твёрдо подчёркивал, что: «Желаю остаться в данной должности».

Вызывают интерес его взгляды о работе кооперации. Им сообщается, что он состоит её членом в течении трёх лет, разделяет взгляды с партией, но в то же время критически указывает, что данное сообщество трудящихся имеет недостатки в том плане, что: «местная (кооперация – А.Ж.) работает не совсем удовлетворительно. На роль кооперации, мой взгляд, целиком совпадает с точкой зрения партии».

Надо отметить, что, перерыв связанный с деятельностью в коммунистической партии был кратковременным. Так в пункте 37 Александр Николаевич указывает, что «в настоящ[ий] момент член ВКП(б) и рассматривается вопрос о восстановлении стажа». Если реально взглянуть на этот вопрос, то его выход из партии был чисто формальным на почве каких-то межличностных разногласий с определёнными лицами, а свою работу с партией он никогда не прерывал. 

Тот факт, что Александр Николаевич полностью разделял и поддерживал действия молодого советского государства и коммунистической партии во всех отношениях можно сделать вывод на основе других ответов в русле поставленных вопросов. В 42 пункте с вопросом: «Ваши взгляды на введение НЭП» им однозначно даётся ответ, что «На точке зрения партии». Затем в 43 пункте, наглядно демонстрируется, что он был сведущей и разносторонней личностью. Например, в области права, который заключался в элементарном знании его как такого с формулировкой: «Знакомы ли с советским законодательством, какая область Вас больше интересует (экономическая, судебная, земельная и т. д., и почему».  Им отмечается, что да «имею необходимые сведения по всем областям зак-ва».

Анкетные данные позволяют нам судить о том, что Александр Николаевич сильно тяготел к преподавательской деятельности и всячески болел за это направление работы. В заключительной части с темой: «Какие, по Вашему мнению, нужно внести изменения в то предприятие или учреждение, где Вы работаете в данный момент для поднятия его производительности и улучшения». Им предметно выражено, что для пользы строительства нового общества необходимо «численное расширение рабфака, оборудование кабинетов для лабораторных занятий, обеспечение кадрами партийных преподавателей-общественников».

На момент заполнения анкеты у Александра Николаевича «на иждивении находилось пять человек: тесть 65 лет, сын 5 лет, три племянника 18, 16 и 12 лет».

Анкета была заполнена от руки 8 июня 1926 года в городе Владимире. Личное дело А.Н. Барсукова числится под № 74 как заведующего рабфаком. Сформировано исполнительным комитетом Владимирского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов города Владимира Владимирской губернии.

Всю оставшуюся жизнь Александр Николаевич посвящает делу науки, работе в народном образовании и высших учебных заведениях.

В 1941 году он участвовал в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. в составе народного ополчения Куйбышевской дивизии (4-я дивизия московского народного ополчения) до 8 августа 1941 года в должности пулемётчика.

Напомним, что его авторству принадлежат многие известные научные работы по математике и методике учебников, широко известные не только в нашей стране, но и за рубежом. В числе их: «Уравнения первой степени», «Элементы алгебры», «Первые уроки алгебры» - методическое пособие, «Сборник задач по алгебре для педагогических училищ», учебник «Алгебра» для учащихся VI – VII классов средней школы. Его труды были переведены на немецкий, китайский и арабский языки. Его вклад в науку был высоко оценён советским государством, по Указу Президиума Верховного Совета СССР дважды награждается орденом «Знак почёта» и медалями.

 Александр Николаевич Барсуков ушёл из жизни 21 апреля 1958 года и похоронен в Москве на Новодевечьем кладбище.

Первоначальные сведения о Леониде Николаевиче Барсукове можно почерпнуть из личного дела, начатого 27 апреля 1926 года.

Л.Н. Барсуков доводится родным братом известному учёному в области математике Александру Николаевичу Барсукову.

Леонид Николаевич родился 27 июля 1899 года, в метрической книге по этому поводу сказано, что его родителями слыли «временно проживающий в селе Ильинском мещанин города Коврова Николай Константинов Барсуков и жена его Мария Иоаннова, оба православные. Священник Пётр Никольский. Псаломщик Николай Новгородский». Восприемниками были - «временно проживающий в селе Ильинском крестьянин деревни Иванищ Муромского уезда Иоанн Васильев Масленников и деревни Чернева крестьянская дочь, девица Анастасия Иларионова Курбатова». Хотя в своей автобиографии, думается, по политическим соображениям, он собственноручно запишет несколько иное: «1899 год, кажется, 29-го числа», «сын рабочего». До Февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революций 1917 года проживал на иждивении родителей, личного недвижимого имущества не имел, каких-либо убытков данные события ему не принесли.

На вопрос поставленный в документе: «что дала Вам Соввласть в смысле материального и духовного улучшения жизни?». Леонид Николаевич отвечал, что «мое марксистское мировоззрение окончательно сложилось уже в период Сов[етской] власти и возможность участия в практич[еской] работе по осуществ[лению] идей революц[ии] марксизма, естественно, даёт мне полное моральное удовлетворение».

Далее мы узнаём, что первое своё образование Л.Н. Барсуков получил в селе Ильинском окончив как он укажет в своей анкете сельскую школу, затем была учёба в высшем начальном училище города Коврова, здесь же в реальном училище до весны 1918 года. Леонид Николаевич обращает внимание, что «работал в ученических организациях Реальн[ого] уч[или]ща в гор[оде] Коврове под руководством брата — большевика», продолжил своё образование в сельско-хозяйственной академии имени Тимирязева.  В поездках за границей не был, иностранными языками не владел, под судом не состоял.

После окончания Ковровского реального училища с 1918 года сначала в течении трёх месяцев работал секретарём уездного комитета труда города Коврова, а затем здесь же председателем комитета биржи.

Г.И. Чернов в своей публикации отметит, что Л.Н. Барсуков «в период октябрьских боёв в Москве выезжал в столицу в составе ковровского революционного отряда, участвовал в подавлении сопротивления офицеров и юнкеров, вёл борьбу с меньшевиками в Коврове. Он участник подавления эсеровского мятежа в Муроме». С 1918 года председатель Ковровского Союза социалистической молодёжи «III Интернационал».

В июле 1918 года вступает в ряды в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Службу начинал рядовым красноармейцем. В 1919 году вступает в члены РКП(б) в ковровской партийной организации большевиков. В «...последний период (своей службы — А.Ж.) — завед[ывал] особым отделением 13 кав[алерийской] дивизии в 5-ой армии на Восточном фронте», где проходил службу до демобилизации в марте 1921 года.

Любопытны выдержки ответов Леонида Николаевича на 41 и 42 вопросы.

Постановка вопроса по 41 пункту. «Как Вы смотрите на Советское строительство». Где он заключал, что это «Слишком общий вопрос, на который точный, конкретный ответ дать затрудняюсь».

По 42. «Ваши взгляды на введение НЭП». Ответ: «Имевшие место в рядах партии ВКП(б) сомнения относительно НЭПа в первый период после его введения давно уже изжиты, и НЭП, как переходный этап, вполне оправдал себя; поэтому, считаю настоящий вопрос слишком устаревшим. Замечу, что я не принадлежал к разряду тех пессимистов (или ярых «революционеров»), которые в 1921 г. осуждали эту политику партии и Сов[етской] власти».

По 43 пункту с вопросом: «Знакомы ли с Советским законодательством, какая область Вас больше интересует (экономическая, судебная, земельная и т. д. и почему)». Свои знания определял, что «с советским законодательством знаком, особенно в земельной области. Интересуюсь экономикой и аграрным вопрос[ами]».

К этому времени Л.Н. Барсуков был женат, фамилия имя отчество супруги в анкете не указаны, ей было в тот момент 24 года, не работала, у них имелся сын трёх месяцев от роду. Молодая семья проживала в Рязанцево Северной железной дороги в деревне Успенский совхоз техникума, по профессии являлся агрономом и в этом качестве трудился с 1925 года.

На все поставленные вопросы Леонид Николаевич Барсуков ответил 27 апреля 1926 года работая в Успенском техникуме.

На сайте ЦАМО опубликована информация о прохождении службы Л.Н. Барсукова в рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Известно, что он имел воинское звание капитана административной службы, войсковая часть не указана.

Сведения о рождении Михаила обнаружены в «Метрической книге за 1896 год», что корректирует не точные данные опубликованные в книге «О крае родном» Г.И. Черновым.

Из записи следует, что Михаил Николаевич родился 29 октября, а крещён 30 октября 1896 года. Запись свидетельствует: «Временно проживающий в селе Ильинском города Коврова мещанин Николай Константинов Барсуков и жена его Мария Иоаннова, оба православные. Священник Пётр Никольский. Псаломщик Николай Новгородский».

При этом восприемниками были: «Временно проживающий в селе Ильинском крестьянин деревни Сельца, Муромского уезда Дмитрий Михайлов Опарин и города Вязников Анна Алексеева Цепелёва».

Михаил Николаевич Барсуков умер в 1943 году. Его деятельность была связана с молодёжным союзом «III Интернационал», Ковровским комиссариатом народного образования, участием в подавлении восстания «Союза защиты Родины и свободы» в городе Муроме в 1918 году, прохождения воинской службы в составе 1-го Владимирского полка на Восточном фронте. В дальнейшем он окончил сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Трудился директором Успенского сельскохозяйственного техникума, директором высших курсов директоров совхозов, занимался научной работой.

В заключении необходимо отметить, что на основе введённых в научный оборот архивных материалов, а также освещённых в различных письменных работах эпизодично увеличивается представление о семье Барсуковых в различные годы.

Алексей Николаевич Журухин, директор МУК РИКМ

Фото предоставлено автором

В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация

Комментарии (0)