Поддержка и помощь – основные принципы работы

15:48, 23.01.2023
Автор:
Поддержка и помощь – основные принципы работы
9 января приказом ГБУВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» заведующим Селивановским филиалом назначена Жанна Леонидовна Коннова. О работе филиала в интервью с нашим журналистом поделился новый руководитель.

- Жанна Леонидовна, 1 февраля 2009 года был открыт филиал в посёлке Красная Горбатка областного государственного учреждения «Центр усыновления и опеки» как «Служба сопровождения замещающих семей». В октябре 2014 года филиал расширяет спектр направлений деятельности и переименован в «Селивановский Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», с 2020 года учреждение называется Селивановским филиалом государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Какой статус учреждение имеет в настоящее время?

- 10 января текущего года филиал имеет организационно-правовую форму – автономное учреждение. Оно выполняет государственное задание. Все услуги в настоящее время оказываются на безвозмездной основе.

- Кто обращается в Центр?

- Граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Семьи, в которых есть новорожденные и дети до трёх лет, имеющие ограничения жизнедеятельности или риск их развития. Родители и законные представители детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях. Также обращаются родители будущих первоклассников для подготовки к обучению в школе и выпускников в целях подготовки к экзаменам.

- Какие основные причины обращения родителей за оказанием помощи в развитии детей?

- Поводом для обращения родителей в службу ранней помощи может послужить беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания детей раннего возраста. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстаёт в речевом развитии, проявляет агрессию или постоянно плачет, у него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то тревожит, и они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, то это тоже повод для обращения в службу ранней помощи. Основные причины обращений за оказанием коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи детям различны: развитие познавательных способностей ребёнка с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, умственная отсталость, логопедические проблемы, агрессивность, депрессия, нежелание общаться со сверстниками, личностные проблемы.

- Жанна Леонидовна, если ребенок испытывает трудности в обучении, своём развитии и адаптации в обществе, какие услуги кроме консультаций, диагностик и коррекционно-развивающих занятий оказывает филиал Центра?

- В Селивановском филиале работают квалифицированные специалисты. Материально-техническая база филиала позволяет проводить индивидуальные либо групповые занятия с детьми качественно, доступно и интересно. На занятиях используется «Интерактивная стена с бесконтактным способом управления», позволяющая эффективно развивать у детей все познавательные процессы. Для проведения коррекционно-развивающих занятий педагогами используются возможности сенсорной комнаты, оснащённой современным оборудованием. Развивающие занятия проводятся с использованием мягкого инвентаря (пуфы, ковёр, игровая тактильная «Черепаха», мягкие игровые модули «Конструктор»), тактильного комплекса «Солнышко», тактильных дорожек и панелей «Магнитные шарики», «Разноцветное домино», «Звёздное небо», плитки «Сенсорный пол», модуля для развития стереогностического чувства, панно «Бесконечность», игрового модуля с бусинами «Мозаика», светового стола-парты, «Песочного модуля», модулей для перешагивания и подлезания, шведской стенки с турником и другого оборудования.

База филиала даёт возможность успешно реализовывать дополнительную общеразвивающую программу «Развитие». Она имеет психолого-педагогическую и социальную направленность, является индивидуально-ориентированной и коррекционно-развивающей. Целью программы является освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основных общеобразовательных программ, их успешная социальная адаптация и коррекция имеющихся недостатков развития. Ещё используется дополнительная общеразвивающая программа «Я и все, кто вокруг меня». Она помогает развивать у подростков контакт с социумом, формировать ответственность за свои поступки, здоровый образ жизни. Не менее значимая дополнительная общеобразовательная программа «Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к экзаменам». Занятия по этой программе помогают выпускникам 9 и 11 классов более эффективно подготовиться к выпускному экзамену и справиться с волнением. Для ребят 5-7 лет реализуется дополнительная общеразвивающая программа «В школу с радостью!» Программа даёт возможность развивать познавательные процессы при подготовке детей к школе, психологически подготовить ребёнка к обучению в школе, устанавливать со взрослыми и сверстниками взаимоотношения.

- Расскажите о сложившейся системе работы с кандидатами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей?

- На базе филиала работает школа приёмных родителей. Кроме того, функционирует консультационный пункт, который входит в региональную сеть пунктов по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам. Консультирование проводится в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Этот пункт также оказывает консультативную помощь кандидатам, желающим принять на воспитание ребёнка.

- Какие направления и формы работы по предотвращению негативных проявлений и разрешению родительско-детских конфликтов в замещающих семьях осуществляет филиал?

- Большое внимание специалисты нашего филиала уделяют деятельности по предоставлению консультативной психолого-педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребёнка, оставшегося без попечения родителей.  Психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей является важным направлением сопровождения замещающих семей. Оно включает в себя работу приёмных родителей района объединения «Росток», на котором ежеквартально обсуждаются волнующие родителей вопросы. Эффективной формой психолого-педагогической помощи замещающим семьям, их поддержкой является организация и проведение специалистами филиала массовых мероприятий, приуроченных к праздничным датам. 

- Наряду с основными видами деятельности какую дополнительную работу проводит филиал Центра?

- Специалистами Селивановского филиала организуются различные мероприятия по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков: операция «Подросток», месячник по борьбе с наркоманией, мероприятия по профилактике таксикомании. По обращению родителей проводится индивидуальная диагностика детей и подростков «группы риска».

- Какие задачи на этот год стоят перед коллективом?

- Это увеличение охвата психолого-педагогическим сопровождением детей и их семей, нуждающихся в помощи, повышение качества консультационных услуг и эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.

- Благодарю за подробные ответы на вопросы. Желаю, чтобы помощь филиала была действенной и имела положительный результат.

Интервью провела И. Смирнова

Фото предоставлены Ж.Л. Конновой

Комментарии ()